Режим труда и отдыха водителя. Из чего состоит и как регламентируется

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требование соблюдать режимы труда и отдыха водителей зафиксировано в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения" часть1. В этой же статье закреплено требование оснащать тахографами грузовики N2, N3 и автобусы M2, M3.

Конкретные нормы РТиО для транспорта, передвигающегося по дорогам Российской Федерации, закреплены в Приказе Минтранса №424 от 16.10.2020 г. "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" Действие приказа распространяется на всех юрлиц и ИП, которые являются работодателями, а также на индивидуальных предпринимателей, которые работают на себя.

При этом Приказ №424 устанавливает ряд исключений. Требования приказа не касаются водителей служебного транспорта органов госвласти, МВД, Росгвардии, Минообороны, МЧС, спецслужб, скорой медицинской помощи. Также освобождены от обязанности следовать приказу водители, которые управляют транспортом в пределах границ территории предприятия и не выезжают на дороги общего пользования, и водители, совершающие зарубежные рейсы (они подчиняются международным правилам ЕСТР и отдельных государств).

Примечание. Для физических лиц, которые не связаны трудовым договором с какой-либо организацией, обязанность соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха указана в Части 3 Статьи 26 ПДД . Непосредственно нормы времени управления ТС и отдыха для этой категории лиц прописаны отдельно в Статье 26 Правил дорожного движения

В соответствии с положениями Приказа №424, продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.

Когда водитель работает 5 дней в неделю или 6 дней в неделю, то продолжительность ежедневной работы (смены) определяется путем деления рабочих часов за всю неделю на количество рабочих дней.
Если стандартная ежедневная или еженедельная продолжительность не может соблюдаться (например, не хватает 8 часов в день или график работы 2/2), то для водителей устанавливается суммированный учет рабочего времени за период времени ( например месяц).

Из чего состоит и как рассчитывается время работы и отдыха

  • время управления автомобилем;
  • время работы, не связанное с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль, погрузка/разгрузка, стоянки/простои и т.д);
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем.
Отдыхи и перерывы, кроме специальных, а также режим готовности второго водителя (когда автомобилем в составе экипажа управляет первый) в рабочее время не входят.
Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:
Действия водителя Фактическое время. Рабочее время

Предрейсовый
медицинский осмотр 15 минут 15 минут

Управление
автомобилем 4 часа 30 минут 4 часа 30 минут

Специальный перерыв
для отдыха 45 минут 45 минут

Управление
автомобилем 1 час 1 час

Обед 30 минут 30 минут

Управление
автомобилем 1 час 30 минут 1 час 30 минут

Итого: 8 часов 30 минут

Теперь поясним, что такое специальные перерывы для отдыха, которые входят в состав рабочего времени. Согласно Пункту 13 Приказа №424:
Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва. Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут.

ВРЕМЯ ОТДЫХА И ПЕРЕРЫВОВ. Включает интервалы, в течение которых работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которые он может использовать по своему усмотрению. Это:
  • перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный отдых);
  • еженедельный отдых;
Перерыв на отдых и питание составляет от 30 минут до 2 часов. В случае если продолжительность ежедневной работы (смены) более 8 часов, водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, например, два перерыва по 1 часу.

Ежедневный (междусменный отдых)
При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.

Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 45 часов. Причем с 1 января 2021 года этот отдых не "накладывается" не междусменный отдых, а замещает его.
Исключения для водителей

Существуют несколько категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Речь идет о водителях:

  • пожарных автомобилей;
  • аварийно-спасательных автомобилей;
  • занятых на международных перевозках;
  • служебных легковых автомобилей органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • автомобилей, работающие на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования;
  • легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • военных автомобилей.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требование соблюдать режимы труда и отдыха водителей зафиксировано в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения" часть1. В этой же статье закреплено требование оснащать тахографами грузовики N2, N3 и автобусы M2, M3.

Конкретные нормы РТиО для транспорта, передвигающегося по дорогам Российской Федерации, закреплены в Приказе Минтранса №424 от 16.10.2020 г. "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" Действие приказа распространяется на всех юрлиц и ИП, которые являются работодателями, а также на индивидуальных предпринимателей, которые работают на себя.

При этом Приказ №424 устанавливает ряд исключений. Требования приказа не касаются водителей служебного транспорта органов госвласти, МВД, Росгвардии, Минообороны, МЧС, спецслужб, скорой медицинской помощи. Также освобождены от обязанности следовать приказу водители, которые управляют транспортом в пределах границ территории предприятия и не выезжают на дороги общего пользования, и водители, совершающие зарубежные рейсы (они подчиняются международным правилам ЕСТР и отдельных государств).

Примечание. Для физических лиц, которые не связаны трудовым договором с какой-либо организацией, обязанность соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха указана в Части 3 Статьи 26 ПДД . Непосредственно нормы времени управления ТС и отдыха для этой категории лиц прописаны отдельно в Статье 26 Правил дорожного движения

В соответствии с положениями Приказа №424, продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.

Когда водитель работает 5 дней в неделю или 6 дней в неделю, то продолжительность ежедневной работы (смены) определяется путем деления рабочих часов за всю неделю на количество рабочих дней.
Если стандартная ежедневная или еженедельная продолжительность не может соблюдаться (например, не хватает 8 часов в день или график работы 2/2), то для водителей устанавливается суммированный учет рабочего времени за период времени ( например месяц).

Из чего состоит и как рассчитывается время работы и отдыха

  • время управления автомобилем;
  • время работы, не связанное с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль, погрузка/разгрузка, стоянки/простои и т.д);
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем.
Отдыхи и перерывы, кроме специальных, а также режим готовности второго водителя (когда автомобилем в составе экипажа управляет первый) в рабочее время не входят.
Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:
Действия водителя Фактическое время. Рабочее время

Предрейсовый
медицинский осмотр 15 минут 15 минут

Управление
автомобилем 4 часа 30 минут 4 часа 30 минут

Специальный перерыв
для отдыха 45 минут 45 минут

Управление
автомобилем 1 час 1 час

Обед 30 минут 30 минут

Управление
автомобилем 1 час 30 минут 1 час 30 минут

Итого: 8 часов 30 минут

Теперь поясним, что такое специальные перерывы для отдыха, которые входят в состав рабочего времени. Согласно Пункту 13 Приказа №424:
Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва. Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут.

ВРЕМЯ ОТДЫХА И ПЕРЕРЫВОВ. Включает интервалы, в течение которых работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которые он может использовать по своему усмотрению. Это:
  • перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный отдых);
  • еженедельный отдых;
Перерыв на отдых и питание составляет от 30 минут до 2 часов. В случае если продолжительность ежедневной работы (смены) более 8 часов, водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, например, два перерыва по 1 часу.

Ежедневный (междусменный отдых)
При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.

Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 45 часов. Причем с 1 января 2021 года этот отдых не "накладывается" не междусменный отдых, а замещает его.
Исключения для водителей

Существуют несколько категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Речь идет о водителях:

  • пожарных автомобилей;
  • аварийно-спасательных автомобилей;
  • занятых на международных перевозках;
  • служебных легковых автомобилей органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • автомобилей, работающие на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования;
  • легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • военных автомобилей.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требование соблюдать режимы труда и отдыха водителей зафиксировано в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения" часть1. В этой же статье закреплено требование оснащать тахографами грузовики N2, N3 и автобусы M2, M3.

Конкретные нормы РТиО для транспорта, передвигающегося по дорогам Российской Федерации, закреплены в Приказе Минтранса №424 от 16.10.2020 г. "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" Действие приказа распространяется на всех юрлиц и ИП, которые являются работодателями, а также на индивидуальных предпринимателей, которые работают на себя.

При этом Приказ №424 устанавливает ряд исключений. Требования приказа не касаются водителей служебного транспорта органов госвласти, МВД, Росгвардии, Минообороны, МЧС, спецслужб, скорой медицинской помощи. Также освобождены от обязанности следовать приказу водители, которые управляют транспортом в пределах границ территории предприятия и не выезжают на дороги общего пользования, и водители, совершающие зарубежные рейсы (они подчиняются международным правилам ЕСТР и отдельных государств).

Примечание. Для физических лиц, которые не связаны трудовым договором с какой-либо организацией, обязанность соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха указана в Части 3 Статьи 26 ПДД . Непосредственно нормы времени управления ТС и отдыха для этой категории лиц прописаны отдельно в Статье 26 Правил дорожного движения

В соответствии с положениями Приказа №424, продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.

Когда водитель работает 5 дней в неделю или 6 дней в неделю, то продолжительность ежедневной работы (смены) определяется путем деления рабочих часов за всю неделю на количество рабочих дней.
Если стандартная ежедневная или еженедельная продолжительность не может соблюдаться (например, не хватает 8 часов в день или график работы 2/2), то для водителей устанавливается суммированный учет рабочего времени за период времени ( например месяц).

Из чего состоит и как рассчитывается время работы и отдыха

  • время управления автомобилем;
  • время работы, не связанное с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль, погрузка/разгрузка, стоянки/простои и т.д);
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем.
Отдыхи и перерывы, кроме специальных, а также режим готовности второго водителя (когда автомобилем в составе экипажа управляет первый) в рабочее время не входят.
Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:
Действия водителя Фактическое время. Рабочее время

Предрейсовый
медицинский осмотр 15 минут 15 минут

Управление
автомобилем 4 часа 30 минут 4 часа 30 минут

Специальный перерыв
для отдыха 45 минут 45 минут

Управление
автомобилем 1 час 1 час

Обед 30 минут 30 минут

Управление
автомобилем 1 час 30 минут 1 час 30 минут

Итого: 8 часов 30 минут

Теперь поясним, что такое специальные перерывы для отдыха, которые входят в состав рабочего времени. Согласно Пункту 13 Приказа №424:
Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва. Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут.

ВРЕМЯ ОТДЫХА И ПЕРЕРЫВОВ. Включает интервалы, в течение которых работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которые он может использовать по своему усмотрению. Это:
  • перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный отдых);
  • еженедельный отдых;
Перерыв на отдых и питание составляет от 30 минут до 2 часов. В случае если продолжительность ежедневной работы (смены) более 8 часов, водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, например, два перерыва по 1 часу.

Ежедневный (междусменный отдых)
При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.

Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 45 часов. Причем с 1 января 2021 года этот отдых не "накладывается" не междусменный отдых, а замещает его.
Исключения для водителей

Существуют несколько категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Речь идет о водителях:

  • пожарных автомобилей;
  • аварийно-спасательных автомобилей;
  • занятых на международных перевозках;
  • служебных легковых автомобилей органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • автомобилей, работающие на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования;
  • легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • военных автомобилей.