Обязательные требования по оснащению транспортных средств тахографами установлены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее: 196-ФЗ)
В 196-ФЗ в статье 2 дается определение тахографа. Это определение придает устройству юридический смысл. Следовательно, с юридической точки зрения устройство может называться «тахографом» только в том случае, если оно может быть идентифицировано в соответствии с этим определением. Требование по оснащению транспортных средств тахографами установлено в статье 20. В этой же статье утверждены требования к тахографу, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля работы.
Руководствуясь этими статьями контрольно-надзорные органы в рамках своих полномочий выполняют процедуры контроля, предусмотренные в «Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее: КоАП).
В статье 11.23 КоАП предусмотрены следующие составы правонарушений и отвечающие за нарушение этих составов субъекты права:
- Управление транспортным средством без тахографа, контролируемый субъект права – водитель (часть 1 статьи 11.23).
- Выпуск на линию транспортного средства без тахографа, контролируемый субъект права – должностное лицо предприятия, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (часть 2 статьи 11.23).
- Нарушение требований к использованию тахографа, контролируемые субъекты права: водитель (часть 1 статьи 11.23), должностное лицо предприятия, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (часть 2 статьи 11.23).
В отношении 1-го и 2-го составов правонарушений все относительно понятно – нарушение определяется визуально.
При определении этих составов правонарушений важно определить только критерии, по которым можно идентифицировать тахограф, и отличить его от иных устройств, которые юридически тахографами не являются.
Для проведения такой идентификации необходимо определить тип перевозки: международная или внутренняя. Это выполняется по документам на перевозку.
В случае международной перевозки должно применяться устройство, которое называется: «контрольное устройство (тахограф)». Это понятие введено Федеральным законом от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
В этом законе устанавливается, что при осуществлении международной перевозки используемое контрольное устройство используется в качестве тахографа. А определение контрольному устройству, используемому с целью контроля режимов труда и отдыха водителей, осуществляющих международные перевозки, дает статья 10 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее: ЕСТР). В соответствии с положениями пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации данное соглашение является составной частью правовой системы Российской Федерации. Положения ЕСТР имеют прямое действие на территории РФ и для своего применения не требуют издания внутренних федеральных законов.
При проведении контрольных мероприятий необходимо помнить, что международная перевозка на связана с моментом пересечения границы Российской федерации, она начинается с момента получения водителем задания на перевозку и соответствующих документов и заканчивается возвращением к месту базирования и осуществлением необходимого отдыха.
Полномочиями по проведению контроля международных перевозок наделена Федеральная служба по надзору в сфере транспорта — Ространснадзор.
В случае внутренней перевозки транспортное средство должно быть оснащено тахографом, идентификационные данные по модели которого учтены в перечне моделей тахографов, который ведет ФБУ «Росавтотранс», что соответствует порядку установления обязательных требований к тахографу, утвержденному в статье 20 196-ФЗ.
При проверке наличия тахографа необходимо учитывать установленные в законодательстве категории и виды транспортных средств, которые подлежат оснащению, и сроки их оснащения.
Допускается использование контрольного устройства (тахографа) для транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, при соблюдении 2-х условий: на транспортное средство оформлена карта МАП (находится в офисе перевозчика) и транспортное средство оснащено контрольным устройством в соответствии с требованиями ЕСТР (критерий оценки соответствия – выполнение требований статьи 10 ЕСТР).
Полномочиями по проведению контроля в области безопасности дорожного движения (соблюдение требований 196-ФЗ) наделены органы федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения – ГИБДД.
В отношении 3-го состава правонарушения, то при осуществлении надзорных операций необходимо учесть, что в соответствии с порядком установления обязательных требований, утвержденным 196-ФЗ, «Правила использования тахографов» утверждаются Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее: Приказ №36).
В Правилах использования тахографов установлено, что модель тахографа должна быть учтена в перечне моделей тахографов, который ведет ФБУ «Росавтотранс» и соответствовать требованиям к тахографам, которые утверждены в Приложении №1 к Приказу № 36.
Таким образом, состав правонарушения по пункту 3 образуется в следующих случаях:
— нарушения Правил использования;
— нарушения Требований к тахографу (установлено пунктом 2 Правил использования);
— отсутствия модели тахографа в перечне моделей тахографов (установлено пунктом 2 Правил использования).
Полномочия по осуществлению контрольных процедур по проверке нарушений по статье 11.23 КоАП установлены в главе 23 КоАП в отношении следующих надзорных органов:
— Органы федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения – ГИБДД;
— Федеральная служба по надзору в сфере транспорта – Ространснадзор.
Это основные положения, которые должны учитывать надзорные органы при осуществлении контрольных операция по проверке оснащения транспортных средств тахографами.